Восстановление речи после перенесенного инсульта

Потеря равновесия

Реабилитация после инсульта включает работу над коммуникативными способностями человека. Различают несколько проблемы с восприятием и воспроизведением речи у больных с поражениями центральной нервной системы.

Восстановление речи после инсульта зависит от выявленных нарушений, к которым относятся:

  1. Отсутствие понимание или рецептивная афазия, к которой относится сенсомоторная афазия или неспособность речевого восприятия.
  2. Произношение отдельных слов, звуков, нарушение связности речь или экспрессивная афазия, в том числе речевая из-за поражения височных областей мозга и снижения слухоречевой памяти.
  3. Невозможность произнести правильно звуки и слова из-за слабости мышечного аппарата или дизартия.
  4. Нарушенная последовательность активации мышц, участвующих в артикуляции, или диспраксия.
  5. Проблемы с чтением или написанием слов — соответственно дислексия и дисграфия.

Многие пациенты сталкиваются с комплексом проблем, и наиболее часто афазия и дизартрии проявляются одновременно.

Речевая терапия

Головная боль

Речевая терапия после инсульта, помимо лекарства и физиотерапии, помогает людям с коммуникативными трудностями преодолеть ограничения или приспособиться к ним, создать условия для безопасного потребления пищи. Механизм глотания необходимо проверить на протяжении 24 часов после инсульта. Логопед обучает вжимать подбородок для улучшения осанки и работы мышц шеи, а также дает конкретные упражнения, такие как поднимание головы.

Восстановление речи после инсульта начинается с небольшого опроса, позволяющего выявить, как человек может выражать мысли, произносить звуки и слова. Первая встреча с реабилитологом предполагает разработку стратегии лечения. Логопед задает пациенту внезапные вопросы. Например, о последовательности надевания носков и обуви. Для оценки спонтанной речи больных просят описать окружающую обстановку, повторить фразы и скороговорки, пользоваться народными мотивами.

Инсульт провоцирует новые проблемы: нарушается работа зрения и памяти, что отражается на способности читать и говорить. Упражнения терапии целиком зависят от специфических проблем:

  1. При нарушенном речевом восприятии (афазия) предполагается работа с распознаванием объектов: сопоставить картинку и слово, рассортировать изображения, найти слова с одинаковым или противоположным смыслом. Подобные техники помогают восстановить связь между написанием и произношением, улучшить способность к запоминанию с помощью ассоциативных связей, чего требует потеря памяти слов.
  2. Нарушение произношения включает не только чтение и разговорную терапию, а также просьбы назвать предметы на картинках, разделить слова по слогам, произнести в определенном ритме несколько раз. Логопед попросит произнести или написать первую букву каждого произносимого слова, назвать объект, которого касается рука пациента.
  3. При слабости ротовых мышц логопед дает специальные упражнения для их укрепления. Терапия включает обучение положениям тела, языка, губ во время произнесения звуков и слов.

Проблемы с дыханием

Зачастую речевые дисфункции касаются проблем с дыханием. Потому логопед дает упражнения по улучшению функции диафрагмы, учит правильно делать вдохи при произнесении фраз, планировать паузы для того, чтобы перевести дыхание, что косвенно способствует регенерации памяти.

Координация речи при диспраксии предполагает использование ритмов и мелодичности речи (скороговорки, частушки). Упражнения с произнесением фраз в определенном темпе или в пределах четверостиший восстанавливают речевые паттерны, улучшают артикуляцию.

Трудности с произношением отдельных слов устраняются путем развития способности следить за разговором. Логопед попросит найти разницу между отдельными словами, произнести их со сменой тембра и скорости, растягивая или ускоряя. Даются упражнения по построению фраз, предложений — от простых до сложных, если пациент не может выразить мысль.

Логопед обязательно пользуется дополнительными средствами коммуникации:

  • жестами;
  • письмом;
  • рисованием;
  • доской для рисования;
  • компьютерными программами (чаты, планшеты для графики).

Невербальные способы коммуникации важны для адаптации пациента к полноценному общению в домашних условиях и на работе.

Две формы нарушения речи

Наиболее часто в практике встречаются две формы нарушения:

  1. Афазия — признак дисфункции высшей нервной системы, которое проявляется невозможность распознавать написано и сказанное, но сохранением способности слышать звуки и отдельные слова. Моторная афазия из-за патологии неокортекса нарушает способность составлять из звуков слова. Тотальная афазия затрагивает возможность говорить и понимать сказанное, в том числе из-за потери словесной памяти.
  2. Дизартрия — нарушенная работа мышц, участвующих в формировании звуков. Лобные и подкорковые структуры мозга отвечают за артикуляцию.

Восстановление речи при афазии

Как восстановить речь после инсульта при афазии? В первую очередь пациенту прописываются ноотропные препараты. Если выявлена моторная афазия, логопед выбирает упражнения с укреплением соответствующих мышц, развития лингвистических навыков. Терапия направлена на активацию правого полушария мозга для укрепления памяти с помощью мелодически и интонационных техник. Препараты помогают быстрее восстановить функций мозга. Компьютерные технологии содействуют улучшению когнитивного здоровья и памяти.

Серьезные поражения мозга требуют хирургического вмешательства. Экстра-интракраниальный микроанастомоз восстанавливает кровоснабжение речевых областей мозга, улучшает состояние нейронов у больных после инсульта, когда препараты бессильны.

Восстановление речи при дизартрии

Коррекция дизартрии

Как восстановить речь после инсульта при дизартрии? Дизартрия или неспособность управлять мышцами требует воздействия на мышечные волокна для развития речевого рефлекса. Физиотерапевтические методы применяются ограниченно, но показали эффективность за рубежом:

  1. Иглотерапией через биоактивные точки стимулируется работа нервной системы, управляющей конкретными мышцами. Лечение народными восточными средствами — это работа с нейрососудистыми рефлексами и меридианами.
  2. Биоуправление — метод, предполагающий визуальный контроль работы речевых мышц. Упражнения подходят людям без сенсорной афазии.

Движение нижней челюсти, языка и губ восстанавливаются с помощью регулярных упражнений. Помимо корректировки артикуляции, логопед дополнительно обучает правильному глотанию. Медикаментозные препараты помогают улучшить кровоснабжение мозга, чем способствуют регенерации функций речевого аппарата.

Специальные упражнения в домашних условиях: работа языком (касание челюсти, внутренней поверхности щек, нижнего и верхнего неба, вытягивание трубочкой), зажимание губ зубами, облизывание губ в различных направлениях. Восстановлению речи содействуют присказки и скороговорки. Лечение народными средствами возможно только после консультации врача, так как любые растительные вещества являются ядами в той или иной мере и могут привести к интоксикации

Похожие статьи:
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector